Советы психолога

Здравствуйте!

Вас приветствует педагог-психолог Гринкевич Елена Анатольевна!

На страничке психолога, вы можете получить заочную психологическую консультацию по интересующим вас вопросам, а также найти интересную и полезную для себя информацию.

Мы будем обсуждать темы, которые в равной степени окажутся полезны всем участникам образовательного процесса – учащимся, родителям, учителям.

 

 

Воспитание детей: пусть подростки выбирают сами!

 

 

Магическая сила "тройки"

Наиболее правильное количество предлагаемых выборов — это три. Некоторые дети считают выбор из двух возможных вариантов слишком ограниченным и жестким. Предложение трех вариантов тут же устраняет все домыслы о навязывании решения и позволяет легче определиться. Три варианта особенно эффективно работают в случае с детьми, чье поведение характеризуется как "пассивно-агрессивное", или, как все чаще говорят сегодня, "оппозиционно-вызывающее". Подобный тип детей пытается манипулировать окружающими, проявляя сопротивление. Это своего рода способ держать ситуацию под контролем. Предлагая такому ребенку три варианта на выбор, вы передаете в его руки еще больше контроля и тем самым снижаете степень сопротивления.

— Ты не мог бы убраться в своей комнате до ужина, после ужина или завтра утром перед тем, как ты начнешь играть?

Спектр выбора вовсе не должен ограничиваться предложениями со стороны взрослых. Предложение трех вариантов вовсе не исключает возможности ребенка выдвинуть свою идею:

— Ты не мог бы убраться в своей комнате до ужина, после ужина или, может, предложишь свой вариант?

 

Выбор как средство разрешения конфликтов. Круги решения

 

Круги решения — это элементарная техника разрешения конфликтов между двумя людьми без привлечения посредников. Нарисуйте два пересекающихся между собой круга. Левый круг представляет человека А, а правый — человека Б. Область пересечения двух кругов отражает требующий разрешения конфликт.

А = А

В = Б

Как правило, в рамках конфликта каждая из сторон пытается сказать другой стороне, что ей (не) следует делать. Проще говоря, каждый пытается донести идею о том, что другой должен измениться. Круги решения предлагают иную стратегию. Вместо того чтобы указывать другому на его недостатки, человек А описывает то, что он(а) сам(а) будет делать. В свою очередь Б естественным образом вовлекается в процесс предложения шагов и мер, которые он может предпринять со своей стороны для снятия конфликта. Концентрация внимания на собственном поведении позволяет людям разрешить даже самые сложные конфликты.

Причина в том, что каждый начинает размышлять и принимать на себя ответственность исключительно за свои поступки. Данный подход позволяет добиться реальных результатов, поскольку он не опирается на взаимные обвинения или принуждения. Круги решения позволяют каждой из сторон сохранить достоинство, разобраться в ситуации и улучшить отношения.

Ключ к успешной работе данной стратегии — в запрете на "обращение в прошлое". Зачастую конфликтующие стороны сосредоточены на прошлых событиях и просто перебирают воспоминания. Но чем дольше мы остаемся в прошлом, тем сложнее посмотреть в лицо настоящему.

Прошлое невозможно изменить — какой смысл поливать прошлогодний урожай! Планировать можно только будущее, так что обсуждение должно быть направлено в завтра. Эффективным и беспроигрышным вариантом круги решения делают два основных ингредиента:

1. концентрация внимания исключительно на будущем и

2. понимание факта, что мы можем изменить только самих себя.

Пока психологически люди будут "оставаться в пределах своего круга", они смогут решить абсолютно любые вопросы. Каждый человек будет подавать "сигнал":

— Я хочу исправить сложившуюся ситуацию. Именно для этого я нахожусь здесь.

Если во время конфликта дети проявляют озлобленность, дайте им остыть.

Непродолжительное отстранение от проблемы позволяет каждому успокоиться. В момент проявления злости мы редко можем сосредоточиться на поиске решений. Как только страсти улягутся, переходите к кругам решения.

 

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

Как научить ребенка распоряжаться деньгами 

 

Когда у ребенка должны появляться собственные деньги? Как часто нужно ему их давать и сколько? Должен ли он их зарабатывать, каким образом и с какого возраста? Как научить его тратить деньги «с умом» и как воспитать бережливость? Подобными вопросами задаются, пожалуй, все родители. Часто они не знают, как поступить, когда ребенок просит денег. С одной стороны, не хочется лишать ребенка чего-то нужного, а с другой — не хочется слишком избаловать. Родители хотят проявить родительскую любовь, но при этом понимают, что надо развивать у детей и чувство ответственности. Согласитесь, считать, что «копейка рубль бережет», а потом заявлять, что «жизнь и так не балует», поэтому не стоит лишаться каких-то небольших радостей, — не слишком последовательно. Потому-то родителям трудно не только показать ребенку на деле, как надлежащим образом расходовать средства, но и самим придерживаться какой-то определенной линии поведения.

Конечно, написать список рекомендаций, весьма убедительных на бумаге, гораздо проще, чем осуществить их на практике. Наверняка вам встречались люди, которые планируют и тратят свои финансы совсем не так, как это делали их родители. Дети, которых с раннего детства учили экономии и бережливости, могут вырасти как серьезными, солидными людьми, так и бездумными транжирами. И в семье, где серьезно не планировали бюджет, может вырасти абсолютно пунктуальный в финансовых вопросах человек. Иными словами, дети могут расти в одинаковых условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга своим отношением к деньгам. Один будет прочно стоять на ногах даже обладая скромными средствами, потому что умеет распоряжаться ими, а другой будет вечно находиться на грани банкротства, хотя и зарабатывает в десять раз больше. Причина кроется в том, что искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания.

Чем меньше мы разбираемся в себе и понимаем свои хотения, тем хуже мы можем управлять ими, а значит, и своими деньгами, которые необходимы для их удовлетворения. Экономия или трата денег сами по себе не имеют никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые насущные нужды. Жадный человек лишает себя удовольствия сегодня, транжира — завтра. Деньги — всего лишь способ удовлетворения желаний, а раз так, значит, надо, чтобы тот, кто их тратит, имел голову на плечах. Вот и все!

Дима долго и настойчиво упрашивает родителей купить ему радиоуправляемую машинку. Наконец родители, понимая, насколько сильно мальчику хочется поиграть ею, идут в магазин. Вожделенная машинка торжественно вручается Диме. Счастью и радости нет предела. Но не проходит и двух дней, как папа обнаруживает дорогую игрушку в саду испачканной и насквозь мокрой после дождя. В чем дело? Порой мы не замечаем, что желание что-то иметь мотивируется не только привлекательностью игрушки. Игрушка часто становится для ребенка символом любви родителей к нему и уверенности в его способности уговорить их. Получается, что ребенок ставит нас, взрослых, в положение, когда, чтобы показать нашу доброту и любовь, мы должны что-то купить! Хотя в другой ситуации те же самые добродетели могут быть продемонстрированы без всяких денег. Иными словами, мы сами учим ребенка использовать деньги для удовлетворения тех желаний, какие, по существу, не имеют ничего общего с приобретаемыми вещами.

Даже в мире взрослых мы сталкиваемся с проблемой покупок не по карману или в кредит, что само по себе не предосудительно. Но за подобными поступками часто кроется желание «быть не хуже других», иначе, как им кажется, их осудят окружающие. Заболевший человек тратит, как правило, больше денег, чем здоровый, — жизнь обходится ему дороже, чем обычно. Точно так же дороже она обходится и тому, кто не умеет разобраться в себе, и дешевле для того, кто осознает себя.

Экономическая ответственность означает не трепетное отношение к деньгам, но психологическую зрелость личности. Вот почему так важно научить детей пользоваться деньгами. Мы попытаемся дать некоторые рекомендации по поводу денег, но самое важное — сосредоточить наши усилия на развитии психологической зрелости ребенка.

Коррекционная работа с учащимися, состоящими на профилактическом учете

Одним из основных направлений работы  педагога-психолога является психологическое сопровождение учащихся, состоящих на различных видах учета: ИДН, СОП, НГЗ,  а также лиц из числа детей-сирот и оставшихся без опеки родителей. Самая большая проблема - учащиеся, совершающие различные виды правонарушений (хулиганство, употребление спиртных напитков, нахождение в общественном месте в алкогольном опьянении).  Этим учащимся постоянно разъясняются статьи административного и уголовного кодексов Республики Беларусь, а также меры ответственности за те или иные поступки и действия учащихся. Постоянно осуществляется контроль со стороны всех участников образовательного процесса. Проводятся коррекционно-развивающие занятия, консультации, беседы, масса мероприятий различной направленности, организованы кружки и секции, ведётся кропотливая работа. Тематика  занятий и консультаций подобраны так, чтобы дать как можно больше знаний учащимся о социальных нормах и правилах. Одной из важнейших задач является помощь учащимся  в их социализации и дальнейшем жизнеустройстве, а так же формирование жизненных целей и умения находить адекватные способы их достижения.

 


 

Коррекционное занятие с элементами арт-терапии

Одной  из важных проблем организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования является профессиональная подготовка детей с особенностями психофизического развития.

Для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом общества, учащийся с психофизическим   особенностями обязательно  должен овладеть  специфическими для этого общества отношениями между людьми, той системой общественных идеалов, задач и способов поведения, которые позволили бы ему участвовать в жизни этого общества. С целью адаптации данной категории учащихся педагог-психолог проводит с ними индивидуальную и групповую коррекционную работу.

 


 

Интерактивная беседа с элементами тренинга

"ОБЩЕНИЕ. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ОБЩЕНИИ"

 

  

Месячник позитивного мышления среди подростков "Колесо жизни"

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем среди молодежи. Причины отклонений в их поведении возникают как результат усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением подростков, увеличение числа разводов родителей, так же в процессе социализации детей и подростков возможны трудности и неудачи. Проявлением проблем является отклоняющееся (девиантное) поведение - различные формы негативного поведения, отступление от принципов, норм морали и права.

Так, как много времени дети проводят в учреждениях образования,  профилактические   мероприятия в корректной форме необходимо проводить среди учащихся там, где они обучаются.  Основным направлением профилактики  среди учащихся является просвещение педагогов, родителей и самих учащихся учреждений образования, в результате которого необходимо нацеливать взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся - на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни.  И в этом смысле оказывается помощь специалистами СППС учреждения образования, которые проводят профилактические мероприятия такого плана очень грамотно, корректно, не привлекая ненужного любопытства.

С целью активизации позитивного мышления среди учащихся, в нашем лицее №5 прошла акция «Птица счастья», где учащиеся на эмблемах акции писали для себя пожелания и прикрепляли к ленточкам на стилизованном колесе счастья.

В рамках месячника «Колесо жизни» прошли  конкурсы-смотры стенгазет «Письмо в будущее» и рисунков «Мир, в котором жить хочу!», где в позитивной форме были продемонстрированы рисунки о жизни учащихся в лицее, и в общежитии.