Методическая работа

На современном этапе совершенствования деятельности в системе профессионального образования объективно повышается роль методической службы, которая становится важнейшим звеном системы непрерывного педагогического образования. Она дает возможность руководству лицея обеспечить на диагностической, дифференцированной основе профессиональный рост и развитие каждого педагога, мастера производственного обучения, участие их в инновационной и экспериментальной деятельности.

В современных условиях методическая служба работает в тесном контакте с РИПО, ГУМЦ ПО, МГИРО, управлением образования Мингорисполкома РБ, предприятиями города. От одних она получает информацию о новых методах, технологиях обучения, от других – заказ на определенные профессиональные умения, общие и профессиональные компетенции и качества личности специалиста.

В 2020/2021 учебном году педагогический коллектив лицея целенаправленно работает над решением единой методической цели «Повышение качества образования через совершенствование научно-методической деятельности педагогов, внедрение в образовательный процесс передового педагогического опыта, результатов инновационной деятельности».

Методическая работа педагогического коллектива осуществляется через деятельность педагогического совета, методических комиссий и методического объединения, методического кабинета.

Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладению инновациями и педагогическими технологиями. Главное в методической работе – оказание реальной, действенной помощи педагогу.

Методическая работа представляет собой процесс совершенствования профессионального мастерства в межкурсовой период и развития личности педагогов путем самообразования и участия в коллективных формах обучения: методических комиссиях, семинарах, творческих группах, исследовательской и экспериментальной работе и др.

 

Основные задачи методической работы лицея на 2020/2021 учебный год:

  • Обеспечить необходимые научно-методические, организационные, информационные условия для удовлетворения и развития профессиональных потребностей и интересов педагогических работников лицея.
  • Способствовать развитию личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся, направленного на развитие личности ребенка, раскрытие ее потенциала, формирование самодостаточности и самостоятельности.
  • Повышать педагогическое мастерство через реализацию адресной информационной и учебно-методической помощи, курсы повышения квалификации, стажировку и самообразование.
  • Стимулировать систематическое изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение достижений педагогической науки и практики в образовательный процесс.
  • Обеспечить методическое сопровождение инновационной деятельности, реализуемой в рамках учебного заведения.
  • Обеспечить качество обучения учащихся путём внедрения в образовательный процесс лицея современных педагогических, информационно-коммуникативных и интерактивных технологий.
  • Стимулировать инициативу и творчество членов педагогического коллектива, активизировать деятельность в научно-исследовательской работе, конкурсном движении, в освоении современных образовательных технологий.
  • Развивать и совершенствовать систему работы с одаренными и способными учащимися.
  • Совершенствовать содержание учебно-методических комплексов в соответствии с требованиями образовательных стандартов, требований Worldskills, новой техники и технологий, изменениями в содержании и характере труда.
  • Обеспечить качество преподавания учебных дисциплин профессионального компонента через взаимодействие лицея с базовыми предприятиями и организациями, участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills.

Методическая работа в лицее направлена на обеспечение внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий с целью наиболее успешного личностно-ориентированного обучения учащихся, дающего возможность получения профессионального образования, соответствующего государственному стандарту, и развитие, и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности преподавателя и мастера производственного обучения.

Планирование методической работы осуществляется на основе диагностики по выявлению проблем и затруднений педагогов по вопросам обучения и воспитания. 

Методической службой осуществляется:

  • информационная деятельность (формирование банка информации, ознакомление педагогических работников с новинками литературы, с опытом инновационной деятельности, информирование о содержании образовательных программ, новых учебников, рекомендаций и др.);
  • организационно-методическая деятельность (изучение запросов, оказание практической помощи молодым специалистам и педагогическим работникам; планирование и организация повышения квалификации; организация работы методических комиссий педагогических работников по профилю, творческих групп; наставничество; организация работы по самообразованию; проведение и подготовка семинаров, педагогических чтений, конференций, организация и проведение профессиональных конкурсов и предметных олимпиад);
  • консультативная деятельность (популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических исследований, консультирование педагогических работников по вопросам обучения и воспитания подростков, вопросам самообразования и др.);
  • аналитическая деятельность (изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе, создание банка данных положительного опыта педагогов и др.).
  • Методической службой проводится целенаправленная и систематическая работа по накоплению, обобщению и внедрению в учебный процесс передового педагогического (методического) опыта, совершенствованию методик преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин и разработке учебно-методических материалов.
  • Особое внимание уделяется целенаправленной индивидуальной работе по повышению профессионального и методического мастерства каждого преподавателя, мастера производственного обучения. В целом в лицее успешно функционирует единая система организации учебно-методического процесса и управления им, ведется кропотливая работа педагогического коллектива над учебно-методическим обеспечением основных профессиональных образовательных программ.

В лицее работают пять методических комиссий:

  • методическая комиссия преподавателей учебных предметов профессионального компонента и мастеров производственного обучения электротехнических профессий;
  • методическая комиссия преподавателей учебных предметов и мастеров производственного обучения общестроительных профессий;
  • методическая комиссия преподавателей учебных предметов общеобразовательного компонента;
  • методическая комиссия мастеров производственного обучения отделения профессиональной подготовки;
  • методическое объединение кураторов учебных групп.

Эффективной формой работы вышеназванных комиссий явилось совершенствование профессионального мастерства ИПР, организация обмена опытом ИПР по различным направлениям учебно-воспитательной работы: диагностического подхода к планированию уроков, применения разноуровневого дидактического материала на уроках теоретического и производственного обучения, форм и методов контроля знаний, умений и навыков на уроках производственного обучения, требований к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях реализации современных образовательных технологий.

Общее руководство методической работой в лицее осуществляет директор. В состав методической службы входят:

  • методист;
  • заместители директора лицея, курирующие определенное направление в лицее;
  • председатели методических комиссий;
  • ведущие педагогические работники, в том числе и возглавляющие школу молодого мастера и школу молодого преподавателя, наставники.

Основные направления деятельности методической службы реализуются за счет:

  • работы педагогического совета; методического кабинета; методических комиссий и методического объединения; творческих групп;
  • организации наставничества;
  • осуществления инновационной и экспериментальной деятельности;
  • проведения открытых уроков, семинаров-практикумов, конференций, конкурсов.

Повышение квалификации педагогических работников осуществляется:

  • через сеть действующих курсов повышения квалификации РИВШ, РИПО, МГИРО;
  • организацию стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей предметов профессионального цикла;
  • по индивидуальным творческим планам повышения квалификации.

В начале учебного года для оказания практической помощи молодым специалистам за каждым из них закрепляются наставники из числа опытных педагогических работников.

Работа с молодыми специалистами осуществляется согласно Плана работы на учебный год.

Организуя наставничество в лицее, мы стремились реализовать следующие задачи:

  • адаптация молодых специалистов в лицее;
  • содействие повышению квалификации и профессиональному росту молодых преподавателей и мастеров производственного обучения;
  • оказание практической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в вопросах совершенствования теоретических знаний и профессионально-педагогической компетентности;
  • выявление информационных запросов и потребностей молодых специалистов и содействие их расширению;
  • способствование формированию индивидуального стиля творческой деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения.

На протяжении всего учебного года молодые специалисты лицея обучаются в Школе молодого наставника при ГУМЦ ПО в рамках проведения городских методических объединений.

Важная роль в обеспечении педагогических работников методическими материалами отводится методическому кабинету. Методический кабинет становится центром учебно-методической и научно-методической работы педагогов лицея.

В методическом кабинете накапливается и систематизируется информация по следующим направлениям:

  • нормативно-правовая база;
  • информационная (газеты и журналы, методическая и предметная литература);
  • организационно-педагогическая (текущие и перспективные планы работы методического кабинета, планы повышения квалификации, аттестации педагогических работников, планы работы МК и пр.);
  • контрольно-диагностическая (методики анализа уроков и занятий);
  • научно-методический (документы и материалы по внедрению инноваций в лицее, материалы экспериментальной и инновационной деятельности, рекомендации по организации работы с одарёнными детьми, выставка творческих работ);
  • аналитическая (отчёты о методической работе, о работе МК, результаты проведения конкурсов профмастерства);
  • обобщение опыта (методические папки преподавателей, папки ПЦК, материалы из опыта работы, выставка лучших методических разработок педагогических работников, материалы школ начинающего педагога, школы передового педагогического опыта, школы разработчиков ОПОП);
  • архив (планы работы, протоколы заседаний педагогического совета и другая документация за последние 5 лет).

Методический кабинет организует участие и помогает в подготовке и оформлении творческих работ обучающихся и педагогических работников для участия в городских, региональных, республиканских конкурсах, конференциях, фестивалях, семинарах.

Ещё в этом разделе