Советы психолога

Здравствуйте!

Вас приветствует педагог-психолог Дроздовская Ирина Михайловна!

На страничке психолога, вы можете получить заочную психологическую консультацию по интересующим вас вопросам, а также найти интересную и полезную для себя информацию.

Мы будем обсуждать темы, которые в равной степени окажутся полезны всем участникам образовательного процесса – учащимся, родителям, учителям.

Воспитание детей: пусть подростки выбирают сами!

Магическая сила "тройки"

Наиболее правильное количество предлагаемых выборов — это три. Некоторые дети считают выбор из двух возможных вариантов слишком ограниченным и жестким. Предложение трех вариантов тут же устраняет все домыслы о навязывании решения и позволяет легче определиться. Три варианта особенно эффективно работают в случае с детьми, чье поведение характеризуется как "пассивно-агрессивное", или, как все чаще говорят сегодня, "оппозиционно-вызывающее". Подобный тип детей пытается манипулировать окружающими, проявляя сопротивление. Это своего рода способ держать ситуацию под контролем. Предлагая такому ребенку три варианта на выбор, вы передаете в его руки еще больше контроля и тем самым снижаете степень сопротивления.

— Ты не мог бы убраться в своей комнате до ужина, после ужина или завтра утром перед тем, как ты начнешь играть?

Спектр выбора вовсе не должен ограничиваться предложениями со стороны взрослых. Предложение трех вариантов вовсе не исключает возможности ребенка выдвинуть свою идею:

— Ты не мог бы убраться в своей комнате до ужина, после ужина или, может, предложишь свой вариант?

 

Выбор как средство разрешения конфликтов. Круги решения

Круги решения — это элементарная техника разрешения конфликтов между двумя людьми без привлечения посредников. Нарисуйте два пересекающихся между собой круга. Левый круг представляет человека А, а правый — человека Б. Область пересечения двух кругов отражает требующий разрешения конфликт.

А = А

В = Б

Как правило, в рамках конфликта каждая из сторон пытается сказать другой стороне, что ей (не) следует делать. Проще говоря, каждый пытается донести идею о том, что другой должен измениться. Круги решения предлагают иную стратегию. Вместо того чтобы указывать другому на его недостатки, человек А описывает то, что он(а) сам(а) будет делать. В свою очередь Б естественным образом вовлекается в процесс предложения шагов и мер, которые он может предпринять со своей стороны для снятия конфликта. Концентрация внимания на собственном поведении позволяет людям разрешить даже самые сложные конфликты.

Причина в том, что каждый начинает размышлять и принимать на себя ответственность исключительно за свои поступки. Данный подход позволяет добиться реальных результатов, поскольку он не опирается на взаимные обвинения или принуждения. Круги решения позволяют каждой из сторон сохранить достоинство, разобраться в ситуации и улучшить отношения.

Ключ к успешной работе данной стратегии — в запрете на "обращение в прошлое". Зачастую конфликтующие стороны сосредоточены на прошлых событиях и просто перебирают воспоминания. Но чем дольше мы остаемся в прошлом, тем сложнее посмотреть в лицо настоящему.

Прошлое невозможно изменить — какой смысл поливать прошлогодний урожай! Планировать можно только будущее, так что обсуждение должно быть направлено в завтра. Эффективным и беспроигрышным вариантом круги решения делают два основных ингредиента:

1. концентрация внимания исключительно на будущем и

2. понимание факта, что мы можем изменить только самих себя.

Пока психологически люди будут "оставаться в пределах своего круга", они смогут решить абсолютно любые вопросы. Каждый человек будет подавать "сигнал":

— Я хочу исправить сложившуюся ситуацию. Именно для этого я нахожусь здесь.

Если во время конфликта дети проявляют озлобленность, дайте им остыть.

Непродолжительное отстранение от проблемы позволяет каждому успокоиться. В момент проявления злости мы редко можем сосредоточиться на поиске решений. Как только страсти улягутся, переходите к кругам решения.

 

 

Коррекционная работа с учащимися, состоящими на профилактическом учете

Одним из основных направлений работы  педагога-психолога является психологическое сопровождение учащихся, состоящих на различных видах учета: ИДН, СОП, НГЗ,  а также лиц из числа детей-сирот и оставшихся без опеки родителей. Самая большая проблема - учащиеся, совершающие различные виды правонарушений (хулиганство, употребление спиртных напитков, нахождение в общественном месте в алкогольном опьянении).  Этим учащимся постоянно разъясняются статьи административного и уголовного кодексов Республики Беларусь, а также меры ответственности за те или иные поступки и действия учащихся. Постоянно осуществляется контроль со стороны всех участников образовательного процесса. Проводятся коррекционно-развивающие занятия, консультации, беседы, масса мероприятий различной направленности, организованы кружки и секции, ведётся кропотливая работа. Тематика  занятий и консультаций подобраны так, чтобы дать как можно больше знаний учащимся о социальных нормах и правилах. Одной из важнейших задач является помощь учащимся  в их социализации и дальнейшем жизнеустройстве, а так же формирование жизненных целей и умения находить адекватные способы их достижения. 

Коррекционное занятие с элементами арт-терапии

Одной  из важных проблем организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования является профессиональная подготовка детей с особенностями психофизического развития.

Для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом общества, учащийся с психофизическим   особенностями обязательно  должен овладеть  специфическими для этого общества отношениями между людьми, той системой общественных идеалов, задач и способов поведения, которые позволили бы ему участвовать в жизни этого общества. С целью адаптации данной категории учащихся педагог-психолог проводит с ними индивидуальную и групповую коррекционную работу.