Методическая работа

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ЛИЦЕЯ

На современном этапе совершенствования деятельности в системе профессионального образования объективно повышается роль методической службы, которая становится важнейшим звеном системы непрерывного педагогического образования. Она дает возможность руководству лицея обеспечить на диагностической, дифференцированной основе профессиональный рост и развитие каждого педагога, мастера производственного обучения, участие их в инновационной и экспериментальной деятельности.

В современных условиях методическая служба работает в тесном контакте с РИПО, ГУМЦ ПО, МГИРО, управлением образования Мингорисполкома РБ, предприятиями города. От одних она получает информацию о новых методах, технологиях обучения, от других – заказ на определенные профессиональные умения, общие и профессиональные компетенции и качества личности специалиста.

С учётом требований времени педагогический коллектив лицея целенаправленно работает над решением единой методической цели «Обеспечение необходимых научно-методических, организационных, информационных условий для удовлетворения и развития профессиональных потребностей и интересов педагогических работников лицея».

Методическая работа педагогического коллектива осуществляется через деятельность педагогического совета, методических комиссий, методического кабинета.

Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладению инновациями и педагогическими технологиями. Главное в методической работе – оказание реальной, действенной помощи педагогу. Методическая работа представляет собой процесс совершенствования профессионального мастерства в межкурсовой период и развития личности педагогов путем самообразования и участия в коллективных формах обучения: методических комиссиях, семинарах, творческих группах, исследовательской и экспериментальной работе и др.

Основные задачи методической работы:

  1. Обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных  технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы.
  2. Систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики.
  3. Стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к образовательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность.
  4. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в учебном заведении.
  5. Организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.

     Методическая работа в лицее направлена на обеспечение внедрения в образовательный  процесс современных образовательных технологий с целью наиболее успешного личностно-ориентированного обучения учащихся, дающего возможность получения профессионального образования, соответствующего государственному стандарту, и развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности преподавателя и мастера производственного обучения.

Планирование методической работы осуществляется  на основе диагностики по выявлению проблем и затруднений педагогов по вопросам обучения и воспитания.

Методической службой осуществляется:

  1. информационная деятельность (формирование банка информации, ознакомление педагогических работников с новинками литературы, с опытом инновационной деятельности, информирование о содержании образовательных программ, новых учебников, рекомендаций и др.);
  2. организационно-методическая деятельность  (изучение запросов, оказание практической помощи молодым специалистам и педагогическим работникам; планирование и организация повышения квалификации; организация работы  методических комиссий педагогических работников по профилю, творческих групп; наставничество; организация работы по самообразованию; проведение и подготовка  семинаров, педагогических чтений, конференций, организация и проведение профессиональных конкурсов и предметных олимпиад);
  3. консультативная деятельность (популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических  исследований, консультирование педагогических работников по вопросам обучения и воспитания подростков, вопросам самообразования и др.);
  4. аналитическая деятельность (изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе, создание банка данных положительного опыта педагогов и др.).

Методической службой проводится целенаправленная и систематическая работа по накоплению, обобщению и внедрению в учебный процесс передового педагогического (методического) опыта, совершенствованию методик преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин и разработке учебно-методических материалов.

Особое внимание уделяется целенаправленной индивидуальной работе по повышению профессионального и методического мастерства каждого преподавателя, мастера производственного обучения. В целом в лицее успешно функционирует единая система организации учебно-методического процесса и управления им, ведется кропотливая работа педагогического коллектива над учебно-методическим обеспечением основных профессиональных образовательных программ.

В лицее работают пять методических комиссий: преподавателей общеобразовательных предметов, мастеров производственного обучения и преподавателей электротехнических профессий, мастеров отделения допрофессиональной подготовки, мастеров производственного обучения и преподавателей спецпредметов общестроительных профессий, кураторов групп.

 Эффективной формой работы вышеназванных комиссий явилось  совершенствование профессионального мастерства ИПР, организация обмена опытом ИПР по различным направлениям учебно-воспитательной работы: диагностического подхода к планированию уроков, применения  разноуровневого дидактического материала на уроках теоретического и производственного обучения, форм и методов контроля знаний, умений и навыков  на уроках производственного обучения, требований к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях реализации современных образовательных технологий.

Общее руководство методической работой в лицее осуществляет директор. В состав методической службы входят:

  1. методист;
  2. заместители директора лицея, курирующие определенное направление в лицее;
  3. председатели методических комиссий;
  4. ведущие педагогические работники, в том числе и возглавляющие школу молодого мастера и школу молодого преподавателя, наставники.

Основные направления деятельности методической службы реализуются за счет:

  1. работы педагогического совета; методического кабинета; методических комиссий; творческих групп;
  2. организации наставничества;
  3. осуществления инновационной и экспериментальной деятельности;
  4. проведения открытых уроков, семинаров-практикумов, конференций, конкурсов.

 

Повышение квалификации педагогических работников осуществляется:

  1. через сеть действующих курсов повышения квалификации РИВШ, РИПО, МГИРО;
  2. организацию стажировок мастеров п/о и преподавателей предметов профессионального цикла;
  3. а также по индивидуальным творческим планам повышения квалификации.

 

В начале учебного года для оказания практической помощи молодым специалистам за каждым из них закрепляются наставники из числа опытных педагогических работников.

Работа с молодыми специалистами осуществляется согласно Плана работы на учебный год.

Организуя наставничество в лицее, мы стремились реализовать следующие задачи:

  1. адаптация молодых специалистов в лицее;
  2. содействие повышению квалификации и профессиональному росту молодых преподавателей и мастеров п/о;
  3. оказание практической помощи преподавателям и мастерам п/о в вопросах совершенствования теоретических знаний и профессионально-педагогической компетентности;
  4. выявление информационных запросов и потребностей молодых специалистов и содействие их расширению;
  5. способствование формированию индивидуального стиля творческой деятельности преподавателей, мастеров п/о.

На протяжении всего учебного года молодые специалисты лицея обучаются в Школе молодого наставника при ГУМЦ ПО  в рамках проведения городских методических объединений.

Важная роль в обеспечении педагогических работников методическими материалами отводится методическому кабинету. Методический кабинет становится центром учебно-методической и научно-методической работы педагогов лицея.

В методическом кабинете накапливается и систематизируется информация по следующим направлениям:

  1. нормативно-правовая база;
  2. информационная (газеты и журналы, методическая и предметная литература;
  3. организационно-педагогическая (текущие и перспективные планы работы методического кабинета, планы повышения квалификации, аттестации педагогических работников, планы работы МК и пр.);
  4. контрольно-диагностическая (методики анализа уроков и занятий);
  5. научно-методический (документы и материалы по внедрению инноваций в лицее, материалы экспериментальной и инновационной деятельности, рекомендации по организации работы с одарёнными детьми, выставка творческих работ);
  6. аналитическая (отчёты о методической работе, о работе МК,  результаты проведения конкурсов профмастерства, );
  7. обобщение опыта (методические папки преподавателей, папки ПЦК, материалы из опыта работы, выставка лучших методических разработок педагогических работников, материалы школ начинающего педагога, школы передового педагогического опыта, школы разработчиков ОПОП);
  8. архив (планы работы, протоколы заседаний методического совета и другая документация за последние 5 лет).

Методический кабинет организует участие и помогает в подготовке и оформлении творческих работ обучающихся и педагогических работников для участия в городских, региональных, республиканских конкурсах, конференциях, фестивалях, семинарах.